Таможня перед выборами "закручивает гайки" для пополнения бюджетаТаможенникам сверху поступило указание: забыть о пополнении собственных карманов. Все “левые” деньги должны идти в центр. По крайней мере до выборов.
“Нам не дают пересечь границу! Требуют, чтобы каждый пассажир вез товаров только на сумму до 200 евро и до 50 кг груза! Раньше такого не требовали!” — жаловался водитель одного из пассажиро-грузовых бусиков, которыми из Италии в Украину через пункт пропуска “Шегини” возвращаются гастарбайтеры. Перевозчик, похоже, не знал, что с этого дня с него стали требовать то, что уже давно предусмотрено Таможенным кодексом. Ранее водители таких бусиков давали таможеннику несколько “зеленых” и ехали со своим грузом зеленой полосой. Теперь они должны, как это предусматривает законодательство, декларировать свой груз и платить за него таможенные платежи. Неожиданное закручивания гаек на границе перевозчики, которые несколько дней стояли в очереди на “Шегини”, надеясь, что вернутся старые времена, объясняли деятельностью на этом посту какой-то комиссии из столицы. В действительности же они ощутили на себе все “прелести” государственной программы немедленного пополнения бюджета.
“Закручивание гаек” на таможне совпало по времени с новыми социальными инициативами президента. В марте Виктор Янукович объявил, в частности, о повышении пенсий, выплату вкладов Сбербанка СССР (в народе эту инициативу окрестили “Витиной тысячей”), программу выдачи ипотечных кредитов под 2–3 процента годовых. Невооруженным глазом видно, что забота о благосостоянии народа связано с предстоящими парламентскими выборами. Ведь рейтинг партии власти и ее сателлитов за два последних года упал ниже плинтуса. Власть начала искать средства для выполнения своих обещаний. Только для выплаты вкладов Сбербанка СССР, по подсчетам экономистов, в бюджет должны поступить дополнительно шесть миллиардов гривен.
Больше надежд на пополнение бюджета, которые бы дали возможность выполнить обещания Януковича, власть возлагает на границу. Для начала президент наложил вето на новый Таможенный кодекс, который значительно снижал таможенные платежи. После этого силовым структурам дано указание беспощадно разоблачать тех чиновников, которые будут продолжать набивать собственные карманы вопреки интересам власти. И во всех приграничных областях начали возбуждать уголовные дела, связанные со взяточничеством на границе.
В Волынской области, например, на днях сотрудники СБУ задержали руководителя Государственной экологической инспекции в Волынской обл. и его заместителя. Они получили 100 тысяч гривен взятки от своего подчиненного, который отвечал за работу экологической службы в пункте пропуска через границу. “Чиновники наладили противоправную схему вымогательства и получения взяток от руководителей структурных подразделений. Источником этих средств должны быть взятки с предпринимателей на пунктах пропуска через государственную границу за проведение экологического и радиологического контроля при перевозке грузов”, — сообщили в пресс-центре СБУ. Руководитель областной экологической инспекции, как установили оперативники СБУ, обязал руководителей приграничных экологических служб ежемесячно передавать ему по 70 тысяч гривен, собранных из перевозчиков в пунктах пропуска. Когда-то такая “дань” была обычной практикой. Но накануне выборов те, кто не понял, что каждая копейка должна поступать в центр, расплачиваются за собственные “общаки” свободой.
10 апреля первый заместитель председателя Государственной таможенной службы Александр Дороховский сообщил на брифинге, что таможенникам добавили новые задачи. За этими задачами, Гостаможслужба должна будет перечислить в бюджет 122 миллиарда гривен, что на 11 миллиардов больше, чем в прошлом году.
В прошлом месяце на всех таможенных постах перевозки грузов были почти парализованы. Хотя руководство Гостаможслужбы ежедневно опровергало информацию об огромных очередях, которые образовывались на границе. Но перевозчики доказывали, что таможенники практически прекратили обслуживание субъектов внешнеэкономической деятельности.
На таможне говорят, что из столицы поступило указание удвоить сбор таможенных платежей. До этого указания таможенники, оформляя грузы, для оценки стоимости товара пользовались электронной автоматизированной системой анализа и управления рисками (АСАУР). В эту систему вносили данные о всех субъектов внешнеэкономической деятельности, указывали вид, количество и цену товара, пересекающего таможенную территорию Украины. Таможенник, когда приходил очередной груз, заглядывал в эту систему и таким образом определял стоимость данного товара. Но в марте из системы АСАУР исчезли цены на товары. Таможенникам велели определять таможенную стоимость товара самостоятельно. Но так, чтобы он был значительно дороже, чем раньше.
Конечно, борьбу с коррупцией на таможне нужно приветствовать. Если ведется она целенаправленно и системно. Но похоже на то, что сейчас идет не борьба с коррупцией, а кампания по наполнению бюджета средствами, необходимыми власти для выполнения социальных обещаний. Которые больше похожи на массовый подкуп избирателя накануне выборов. По сути, власть у своего же народа из одного кармана деньги берет, а в другую дает. Или обещает дать.
Из открытого письма Комитета предпринимателей Львовщины (обнародован 26 марта этого года):

“… Растаможка грузов, как и сумма таможенных платежей, решается в ручном режиме. Чего только стоит идея определять таможенную стоимость, исходя из общей массы товара? Как следствие, вся система международных деловых контактов поставщиков необходимого для Украины сырья и готовой продукции принесена в жертву кратковременной политической выгоде “реформаторов”.

Вместо комментариев
Из выступлений на последнем заседании общественного совета при Львовской таможне:
Антон Подильчак, председатель таможенного комитета Западноукраинского филиала Европейской бизнес-ассоциации:

В марте в Европейскую бизнес-ассоциацию обращались многие предприниматели с жалобами на то, что по неизвестным причинам таможня пересматривает таможенную стоимость большинства товаров. Эти товары они импортируют уже не первый год. По сравнению с предыдущими месяцами, повышение таможенной стоимости составляет 30–70 процентов.

Марьяна Луцишин, координатор Западноукраинского филиала Европейской бизнес-ассоциации:

В марте таможня проверяла каждую поставку товаров, несмотря на то, что их регулярно ввозят импортеры. Поскольку на каждую проверку нужен полный пакет документов, поставки задерживались.

Андрей Тодощук, начальник отдела организации таможенного контроля и работы таможенных посредников Львовской таможни

В марте действительно усилили контроль за декларированием таможенной стоимости. Но никакого специального административного влияния относительно ее роста в этом месяце не было.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Напишите ваш комментарий!
Please enter your name here