Конституционный Суд УкраиныЗакон о выборах, принятию которого так радовалась часть оппозиции и “консенсусному” голосованию, за который аплодировали европейские структуры, во второй раз “общипали”. Сделал это по представлению 51-го народного депутата от провластных фракций Конституционный Суд. Во вторник он признал незаконным одновременное баллотирование кандидатов в народные депутаты в партийном списке и по мажоритарному округу. Ранее КС признал неконституционным закрепление заграничных избирателей по мажоритарным округам Киева, что тоже было прописано в этом законе.
Конституционный Суд установил, что норма про “параллельное” баллотирование (на него согласились представители всех фракций в Верховной Раде, а также президент, который подписал этот закон) не соответствует принципу верховенства права, нарушает принципы равенства и справедливости в избирательном процессе. Поэтому те из соискателей будущего парламентского счастья, кто надеялся иметь надежную подстраховку в виде “запасного аэродрома” в партийном списке (или наоборот), теперь озадаченно чешут головы. Шансов попасть под стеклянный купол у них стало меньше. Решение КС резко обострит внутрипартийную конкуренцию перед выборами, породит интриги. Прежде оно опечалило оппозицию, которая договорилась о едином партийный и мажоритарный список, что было почти залогом ее победы на выборах. Теперь все это ломается. Придется переформатировать списки, выстраивать другую тактику, не имея гарантий, что она окажется успешной. Есть и другие опасности для оппонентов власти.
Вот как прокомментировал вердикт КС политолог Вадим Карасев: “С точки зрения политического содержания, это решение работает на власть и бьет по оппозиции. Нарушает равенство возможностей. Многим ярким оппозиционерам, которые могли рассчитывать на одновременное баллотирование и оппозиционный ресурс в округах, придется идти по спискам. Тем самым оппозиция обнажит много округов, где будет ее раскрученных политиков. Там будут баллотироваться неизвестные оппозиционеры и “независимые” кандидаты, которые будут поддерживать власть. Последним с помощью административного ресурса будет легче обыгрывать первых. Тогда власть будет иметь больше шансов на создание провластного большинства в следующей Верховной Раде за счет большего количества побед в округах”.
Относительно параллельного голосования Конституционный Суд негативно высказывался еще в 1998 году. Поэтому эту норму (действительно довольно спорное) отменили. Но при разработке нового закона депутаты вновь ввели ее — по настоянию представителей народной партии и коммунистов, которые не против “раскладывать яйца в разные корзины”. Согласие на принятие этой нормы была одним из пунктов вынужденного политического компромисса между оппозицией и властью. Наивные “оранжевые” клюнули на некоторые уступки со стороны “регионалов” по обеспечению прозрачности избирательного процесса, взамен согласившись на смешанную систему выборов и другие предложения. Но, как и предупреждали аналитики, партия власти “кинула” своих оппонентов (и союзников) — “накапав” в КС. Избирательный закон нужно будет переписывать. Не исключено, что во время его повторного рассмотрения подконтрольная Банковой большинство добьется выхолащивание других положений, которые охраняли оппозицию от избирательных манипуляций.
Реакция на решение КС полярная. Представитель президента в Верховной Раде, народный депутат от ПР Юрий Мирошниченко назвал “победой закона над политическими договоренностями”. В свою очередь, лидер “Фронта Перемен” Арсений Яценюк сказал, что этим решением КС “президент Янукович сорвал пакт о проведении честных выборов”, приостановил процесс объединения оппозиции. Помимо того, по его словам, оппозиционеры все равно утвердят единый список своих кандидатов, обеспечат свободное голосование, работу своих наблюдателей — и вообще победу.
Комментарии
Остап Семерак, народный депутат (“БЮТ — “Батькивщина”):

Такой поворот событий является отходом представителей власти от договоренностей, достигнутых во время голосования за избирательный закон. Когда мы его принимали, то договаривались с оппонентами, что идем на изменение избирательной системы — вместо ставим предохранители против фальсификаций волеизъявления граждан. Эти меры как механизмы были очень неудобными для нынешней власти, поэтому она искала способы внесения изменений в избирательное законодательство. И придумала сделать это через Конституционный Суд. Поэтому самая большая проблема, которая появляется с его решением, — открытие пути к коррекции избирательного закона. Наибольшей соблазном для власти будет образование дырок для фальсификации, поскольку тот уровень общественной поддержки, который сегодня имеет Партия регионов, является настолько низким, что они понимают: сохраниться при власти будет очень сложно.
Мы планируем отозвать свои голоса за принятие закона о выборах. Это не будет иметь никаких юридических последствий, однако будет политическим действием, направленной на снятие с себя ответственности за этот закон и избирательный процесс в целом. Мы должны выйти к обществу и объяснить ему, что с шулерами и бандитами нельзя иметь дела.

Сергей Таран, директор Международного института демократии:

Одно из последствий этого решения Конституционного Суда: серьезно усилится конкуренция в середине всех без исключения политических партий. Лучших своих людей им надо будет посылать на “мажоритарку”. Именно эти “лучшие люди” оказываются в наиболее рискованной ситуации — они не попадают в гарантированно проходную часть партийного списка, а идут в мажоритарных округах, где их шансы сомнительны.