Андрей МагераОб особенностях нынешнего избирательного процесса в Украине рассказал заместитель председателя ЦИК Андрей Магера.
- Андрей, Россия не признает нынешней украинской власти: ни и.о. президента, ни правительство, ни последние решения Верховной Рады. Там не считают законными назначенные на 25 мая досрочные выборы президента.
— Те, кто пытаются из-за заграницы оценивать легитимность органов украинской власти, слишком много берут на себя. Они не имеют права вмешиваться во внутренние дела другого государства. Действующая Верховная Рада избрана на выборах 2012 года и должна функционировать до 2017 года. Ее избрание было признано мировым сообществом, поэтому решение легитимного парламента являются легитимными.
Верховная Рада не прекращала полномочий президента Виктора Януковича. Она лишь констатировала факт его самоустранения от выполнения своих обязанностей, что, по сути, влечет прекращение его полномочий. Это факт, который уже состоялся, — лицо отказалось исполнять обязанности президента и покинуло территорию Украины. Я бы еще понял, если бы президент по Конституции вправе был временно наделить кого-то выполнением его обязанностей на время своего отсутствия. По Основному закону таких прав у президента нет. А вакуума власти в Украине быть не может. Парламент на вполне законных основаниях после восстановления действия Конституции Украины в редакции от 8 декабря 2004 года временно наделил полномочиями президента председателя Верховной Рады — до избрания и вступления на пост нового президента.
- Сложная обстановка в Крыму, в целом по стране. Не помешает это проведению досрочных президентских выборов? По сути, имеем факт иностранной агрессии. Можно в таких условиях проводить свободные прозрачные выборы?
— Вопрос сложный. Еще и потому, что возникают различные организационные трудности. ЦИК должна думать, каким образом обеспечить право голоса гражданам, проживающим в Автономной Республике Крым. Не исключаю, что более внимательно нужно изучить опыт Республики Молдова по обеспечению избирательных прав тех ее граждан, проживающих в непризнанной Приднестровской молдавской республике. Или изучить опыт Грузии по тех ее граждан, проживающих в Абхазии и субрегионе Цхинвали.
- Если крымская власть начнет бойкотировать образования избирательных комиссий, а в целом выборы на полуострове будет сорваны, — будут ли признаны действительными выборы в Украине в целом?
— Давайте смоделируем такую ситуацию: выборы объявлены, но в каком-то регионе Украины избиратели не хотят принимать в них участие. Может ли это влиять на действительность результата? В законодательстве нет нормы об обязательной явке для участия в выборах. Участвовать в выборах или нет — является правом граждан Украины, но не обязанностью. Граждане могут этим правом воспользоваться, а могут и не воспользоваться.
- Может ли претендовать на регистрацию кандидатом в президенты Виталий Кличко, которому команда Януковича забросала его “непроживанием” в Украине?
— Порядок определения 10 ‑летнего срока проживания в Украине нигде четко не выписаны. По моему убеждению, если лицо имеет место прописки в Украине, поддерживает достаточно тесную правовую связь с украинским государством, то не должно быть препятствий, чтобы признать это лицо таким, проживающие в Украине в течение 10 лет. Если лицо не стало на консульский учет, не снялось с регистрации в Украине — то в Херсоне, Львове, Чернигове — в таких случаях нам надо исходить из презумпции жительства в течение последних 10 лет — если обратное не подтверждено достаточными фактами.
- Многие интересуются кандидатской судьбой Юлии Тимошенко, которую во время правления Виктора Януковича лишили гражданских прав. Может ли она баллотироваться в президенты?
— Каких-то ограничений из-за судимости при выдвижении в президенты в Конституции нет. Насколько мне известно, Верховная Рада приняла закон о реабилитации граждан Украины, относительно которых есть положительное решение Европейского суда по правам человека. Поэтому, думаю, проблема, о которой вы говорили, снята.
- Что подсказывает ваше внутреннее ощущение: эти выборы состоятся успешно?
— ЦИК справится с организацией президентских выборов. Правильно, что парламент занял мудрую, государственную позицию, сократив сроки полномочий окружных участковых комиссий, оптимизировав их состав для того, чтобы сэкономить бюджетные средства. Эти выборы проведем не за 2 млрд. грн., а за 1 миллиард “с хвостиком”.
Больше всего беспокоит ситуация в Автономной Республике Крым — хочу, чтобы граждане, которые проживают там, могли воспользоваться своим избирательным правом. Хотелось бы верить, что ситуация вернется в конституционное поле Украины, все проблемы будут решаться мирным, а не другим способом.
- Еще раз о Крыме. Там объявили референдум по отсоединению от Украины — сначала на 25 мая, затем на 30 марта, теперь — на 16 марта. Как оцениваете эти инициативы?
— Автономная Республика Крым по своему статусу является неотъемлемой составной частью Украины, территориальной автономией. Ни одна из имеющихся автономий в мире не содержит признаков государственности. Крым не является субъектом федерации в федеративном государстве. Возможно, открою что-то новое, если скажу, что Автономная Республика Крым в составе Украины по своей самостоятельностью имеет гораздо меньше прав, чем соседняя от нее Ростовская область или Краснодарский край. Они имеют собственный устав, собственные законодательные и исполнительные органы. А вот АРК в международном праве не имеет собственной правосубъектности. С точки зрения международного права, за эту территорию отвечает только государство Украина. Только она может быть стороной любых международных переговоров, соглашений, конференций.
Другой момент. АР Крым Конституцией Украины наделена полномочиями проводить местные референдумы. Но, подчеркиваю, — только по тем вопросам, которые отнесены к ее полномочиям. В одном из законодательных актов не указано право Автономной Республики Крым проводить референдумы по отсоединению от Украины и вхождения в другое государство. Верховная Рада Крыма вышла за пределы правового поля. Поэтому вполне очевидно, что официальный Киев этот референдум не признает, его итоги не будут иметь никакого правового последствия как для Украины, так и для международного сообщества.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Напишите ваш комментарий!
Please enter your name here