Похоже, что в ВР столкнутся две неравные группы — реформаторы и антиреформаторы.

 
Последние парламентские выборы имели две главные цели: публичную и частную. Для внутреннего и внешнего употребления выборы должны засвидетельствовать обновление власти, начатое в мае по досрочным выборам президента. Частной целью Порошенко было формирование «своей» коалиции и правительства.
Опираясь на эти два столба авторитарной власти, которых мы лишились, только сбросив Януковича, наш новый гарант надеялся вернуть Конституцию 1996 года и получить полномочия Кучмы и Януковича. Мы знаем, что концентрация власти в руках президентов составляет едва ли не самую большую угрозу для демократии в Украине. Тем временем Юлия Мостовая еще в сентябре написала, что некоторые судьи Конституционного суда сообщили ее редакцию о зондирования уполномоченными представителями президента возможности отмены действующей Конституции (2004) и восстановления Конституции 1996 года.

Что показали выборы?

Результаты свидетельствуют, что ни публичная, ни частная цель этих выборов не была достигнута. Кредит, который мы дали Порошенко в мае (54% поддержки на президентских выборах) растаял до 21% в октябре. Это поражение разрушила не только планы президента по расширению полномочий, но и лишила его качестве ключевого игрока в формировании коалиции. Украинский, как уже отметили многие комментаторы, сознательно или подсознательно предпочли разделенной, а не сконцентрированной в одних руках, исполнительной власти.
Настоящее обновление парламента также выглядит сомнительным. Хотя количественно парламент «обновился» на 56%, что является самым высоким показателем с 1990, 64 бывших депутата, которые 16 января голосовали за «законы о диктатуре», проскользнули в Совет в основном через одномандатные округа. Еще 37 депутатов, которые в разное время были фигурантами коррупционных расследований, также вернулись в парламент. Большинство из них, вероятно, будет сидеть во фракции бывшей Партии регионов, которая назвалась «Оппозиционным блоком».
Предыдущий парламент имел семь «семейных кланов», состоявшие из родственников и «клиентов» нескольких бизнес-групп, во главе с «Семьей» Януковича. По крайней мере 55 депутатов бывшего парламента (12% парламента) имели родственников в Раде или в органах исполнительной власти. Мы уже знаем, что новый парламент не очистился от непотизма и клиентелистських связей. Так, Алексей Порошенко, Ирина Луценко, не говоря о клане Балоги, иметь места в парламенте благодаря родственным связям.

Реформы и выживания: скорее нет, чем да

Проведение реформ может снова захлебнуться в политических интригах. Большинство украинских экспертов соглашаются с тем, что этот парламент не сможет запустить давно назревшие реформы и поэтому не доживет до конца каденции. Глубокое очищение самого парламента было невозможным из-за сохранения смешанной избирательной системы.
Даже при том, что правые и левые популисты не прошли в парламент, похоже, что в Раде столкнутся две неравные группы — реформаторов и антиреформаторов. Таким образом, основная линия разделения в Раде пройдет не между прозападными и пророссийскими силами, а между относительно небольшой группой реформаторов, представленных общественными активистами, военными и журналистами, и значительно большей группой консервативно настроенных депутатов, ранее принадлежавших к Партии регионов и т.н. «Самовыдвиженцев». Интересно, что большая часть антиреформистив будет не во фракции бывших регионалов, а в двух крупнейших прозападных фракциях — Порошенко и Яценюка. Причина этого — их нежелание, поданное нам как «неспособность» изменить избирательное законодательство. Сохранение смешанной избирательной системы с закрытыми партийными списками стало платой олигархам и их представителям в бывшем парламенте за их согласие на проведение досрочных выборов.
Действительно, система закрытых партийных списков и одномандатных округов уже вторично производит травматическое воздействие на реальное обновление законодательной власти. Если бы выборы 2012 прошли по пропорциональной системе, три тогдашние оппозиционные партии вместе получили бы 241 место и могли бы сформировать большинство. События в Украине могли бы пойти совершенно других путем. Несмотря на революцию и попытки ее задушить, хитрецы от политики и дальше мотивированы получением ренты, а не сохранением страны. Если бы в этот раз выборы состоялись по пропорциональной системе даже с закрытыми списками, соотношение депутатов составило бы 396 против 54 в пользу прореформерских сил. Между тем олигархи и их представители уже в новом парламенте не заинтересованы в реформах. Их действия затрудняют такую необходимую тотальную перезагрузку страны.

Что делать дальше?

Даже при том, что «старые политические машины» блокируют формирование действительно нового, широкого общественного движения, который должен прийти в парламент, сам факт появления «взаимопомощи» указывает на то, что избиратели были готовы поддерживать новые политические силы.
Хотя парламент будет больше новых депутатов, чем старых, новички будут рассеяны среди трех-четырех фракций, которые, скорее всего, сформируют коалицию.
Новоизбранные депутаты столкнутся крайней мере с двумя основными вызовами. Во-первых, разобщенность среди нескольких фракций поставит их под влияние «иерархических вертикалей» руководителей фракций, которые будут требовать соблюдения внутренней дисциплины. Их реформистские инициативы могут быть заблокированы опытными партийными функционерами. Во-вторых, новички будут трудности в налаживании горизонтальной сотрудничества между фракциями. Если они преодолеют эти вызовы, парламент получит шанс на проведение реформ и таким образом на политическое выживание.
Особенно важным является создание горизонтальных сетей сотрудничества среди депутатов. К сожалению, украинским депутатам не хватало этого в прошлом. Поэтому усилия общественности должны направляться на две вещи. С одной стороны, мы должны требовать от коалиции и наших одномандатных депутатов принятия пакета реформ, где изменение избирательной системы и право отзыва депутата должны быть первоочередными. Как только этого добьемся, мы должны очистить Раду от тех, кто работает на своих патронов, а не в интересах страны. Только так мы заставим депутатов начать реформы и дадим им шанс остаться в парламенте.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Напишите ваш комментарий!
Please enter your name here