пена дней, гондриЛента “Пена дней” является экранизацией одноименного романа Бориса Виана. Экранизацией, которая насследует абсурдистский текст и визуализирует его в свой, присущий только Гондри, способ. Автор “Вечного сияния чистого разума” и “Науки сна” в своей новой картине использовал то, за что его любят поклонники: рукотворные декорации, манеру съемки, которой, кажется, пользовался еще Жорж Мильес, детский мир, опирающийся на солидное взрослое образование.
Но в новой картине Гондри пошел дальше. Никогда его сказочные и светлые сюжеты не делали таких кульбитов в противоположную сторону, никогда наука его снов еще не была такой реалистично безжалостной, а вечное сияние разума — таким острым.
Гондри давно выработал свой почерк, который узнают киноманы во всем мире, однако в его безграничных рамках он движется в глубину, пытаясь через абсурдность снов постичь полноту и печаль жизни.
Итак, на этот раз неутомимый романтик снова рассказывает о любви. О трагической любви Хлои и Колена, совсем еще молодых людей (ей — 18, ему — 22), которые живут в странном мире, в просторном светлом доме, где солнце светит в окна со всех сторон. Личный повар Николя (Омар Си, “1+1”) кормит их невероятными блюдами, а напитки герои готовят с помощью мелодий.
Но как-то выясняется, что в легких Хлои прорастает водяная лилия и мир начинает разрушаться.
Это — лирическая тема фильма. Но в нем, как и в романе, есть еще сатирическая история. Дело в том, что лучший друг Колена Шик (Гад Эльмалех, “Дублер”, “Роковая красотка”) является заядлым фанатом философа Жана-Поля Сартра, автор “блевотину” и других произведений (к слову, в свое время Жан-Поль Сартр хвалил творчество Виана. Не помогло). Вслед за Виана Гондри вспоминает и церковь, и армию. Недаром Виана считали вдохновителем (хотя умер писатель 1959 года) молодежных бунтов 1968 и хиппи. Виана иногда называют писателем бунта детей против родителей. В Гондри бунта нет, а есть романтическая, иногда грустная, иногда саркастическая история, превращается в настоящую драму, несмотря игрушечный мир его героев.
В главных ролях снялись Ромен Дюри (“Мольер”, “Любовь на кончиках пальцев”) и Одри Тоту (“Амели”, “Код Да Винчи”). Фильмография Дюри богата на интересные роли, а вот Тоту ли не впервые же удается подарить поклонникам Амели героиню, близкую к ней.
Если верить киноэнциклопедии, это — третья экранизация культового романа Бориса Виана, была еще французская 1968 и японская 2001 (она называется “Хлоя” и в нее вошла лишь грустная лирическая тема “Пены дней”). А вот Гондри “подобрался” к роману вплотную, оставшись верным и собственным снам.