Перебои с поставками топлива в Украину возникают из-за экспертизыУже второй месяц подряд на границе периодически застревают партии бензина. Одним импортерам удается решить проблему за два-три дня, а некоторые не могут растаможить товар и по неделе. Проблема в том, что 80% бензина на украинских АЗС — импортные, поэтому рынок крайне чувствителен к таким перебоев. Скажем, из-за того, что компания “Ромпетрол Украина” на протяжении десяти дней не смогла растаможить партию топлива, в Одесской, Николаевской, Херсонской и Запорожской областях, цены на бензин в сетях АЗС выросли в среднем на 15 копеек. Проблема в том, что операторы работают “с колес”, т.е. завезли в Украину — развезли по заправкам — продали. Если вдруг остановится импорт, запасов им хватит примерно на две недели.
“Если в страну более двух недель не будут импортироваться нефтепродукты, заправки просто остановят реализацию. Кременчугский НПЗ также не сможет покрыть этот дефицит — компания не импортирует российской нефти, а украинская сырья для покрытия дефицита не хватит”, — заявил генеральный директор группы “Континиум” (сеть АЗС WOG) Сергей Корецкий.
Впрочем, до сих пор компании предпочитали решать свои проблемы с таможней тихо — каждый своими методами. Таможня тоже не хотела объяснять, почему вдруг они так налетели на нефтетрейдеров. Только теперь в Государственной таможенной службе Украины объяснили: задержки с оформлением импортных нефтепродуктов возникают из-за того, что у них есть только один аппарат, который может определить октановое число бензина (то есть проверить, действительно ввозится 95‑й, а не, скажем, 92 — и).
“Прибор для определения октанового числа моторных бензинов есть только в экспертном подразделении Киева. И поэтому в случаях, когда в требовании таможенного органа указывается необходимость определения октанового числа импортных нефтепродуктов, бензины направляют для обработки исключительно в отдел исследованию нефтепродуктов в Киеве”, — пояснил заместитель председателя Гостаможслужбы Степан Дериволков. Возникает вопрос: а как раньше проверяли бензин, ведь проблемы начали возникать лишь с октября?
“Таможня много говорит по этому поводу, но каждый комментарий отличается от предыдущего. Сначала они заявляли, что никаких задержек нет. Теперь вспомнили о приборе для определения октанового числа. Такое впечатление, что раньше он был на каждом переходе, ведь задержек не было, — говорит президент Ассоциации “Объединение операторов рынка наф-топродуктив” Леонид Косянчук. — В Украину импортируют топливо только три производителя — Мозырский НПЗ (Беларусь), “Ромпетрол” (Румыния) и “Орлен” (Литва). Все топливо имеет сертификаты качества, сертификаты соответствия, то для чего таможня делать какие-то анализы? Это можно было бы понять, если бы ставка акциза отличалась, но у нас что 92‑й, что 98‑й осуществляется по одной ставке. Так зачем таможни проверять октановое число? Качество бензина должны проверять другие службы, то же Госпотребстандарт. На самом деле, никто никакой экспертизы не делает — образцы отбирают, только чтобы затянуть время. Как следствие, топливо оформляют по временным декларациям (они действуют до 45 суток), а для операторов это проблемы с отчетностью, с налогообложением. То, что происходит, подготовка к введению единого специмпортера, который будет эксклюзивное право оформления на таможне. То есть весь импорт нефтепродуктов пойдет через одни руки. И нетрудно догадаться, чьи руки это будут. Мне сложно спрогнозировать, как будет развиваться ситуация в дальнейшем, но ни оптимизма относительно этой власти у меня нет. Поэтому если будем дальше сидеть и молчать — будет только хуже. Вся эта ситуация может негативно отразиться и на стабильной работе рынка, и на ценообразовании”.
P. S. Президент Виктор Янукович указом от 22 ноября освободил Игоря Калетника с должности Председателя Государственной таможенной службы Украины в связи с избранием его народным депутатом Украины. О возможном увольнении Калетника заговорили еще до выборов, поэтому проблемы с таможенным оформлением импортных товаров могут быть связаны с переделом сфер влияния на таможне.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Напишите ваш комментарий!
Please enter your name here