В настоящее время получить прибыль в любом виде предпринимательской деятельности без наличия грамотно составленного бизнес-плана нереально. В данной статье мы рассмотрим основные этапы создания бизнес-плана для торгового объекта, в нашем случае продовольственного.
автоматизация розничного магазина

Что представляет собой бизнес-план?

Ответ достаточно прост: бизнес-планом для объектов, которые ведет торговую деятельность, называют экономическую программу, ориентированную на выработку стратегии, позволяющей эффективно управлять данным торговым объектом. То есть стратегия представлена конкретными мерами, способствующими развитию деятельности (для продовольственного магазина это общепит, кулинария, выпечка и пр.) и повышению конкурентоспособности.
Чтобы составить бизнес-план, который позволит без проблем реализовать бизнес-идею (в нашем случае открыть продовольственный магазин и прикрепить к нему продовольственный интернет-магазин), результативно вести предпринимательскую деятельность необходимо руководствоваться основными принципами его построения. Подробнее о сервисе для автоматизации розничной торговли (розничного магазина) можно узнать здесь.
Основные принципы построения бизнес-планов, выработанные международной практикой, для удовлетворения требований пользователей (инвесторов) следующие:

  • ясность – нужно стремиться к тому, чтобы информацию, которая изложена в бизнес-плане, могли воспринять все без исключения пользователи (даже те, которые не обладают специальными экономическими знаниями);
  • взаимоувязанность – имеется в виду соответствие всех показателе бизнес-плана;
  • точность – измерения показателей должны быть однозначными;
  • конкретность – в данном случае речь идет об уместной, относящейся к бизнесу информации, которая в полной мере отображает экономическое состояние объекта;
  • надежность – в процессе разработки бизнес-плана следует использовать лишь необходимую, достоверную информацию.

Источники финансирования предпринимательской деятельности

Основным источником поступления денег в таком роде предпринимательской деятельности является прибыль, которую торговый объект будет приносить в дальнейшем. Эти средства необходимы для развития магазина и создания своего рода резервного фонда. Сервис автоматизации розницы предоставляет готовые решения для открытия полноценного интерне-магазина. Это позволит увеличить прибыль за счет большего охвата потребительской аудитории.
Второй источник денег – капитальные затраты, которые связаны с развитием торгового объекта, они представлены амортизационными отчислениями.
Третьим источником, при недостаточности собственных ресурсов, является привлечение кредита.

Этапы составления бизнес-плана

Разработка бизнес-плана – это сложная аналитическая работа.

1‑й этап – решение экономических задач

  • анализ и оценка уровня хозяйствования на предприятии;
  • характеристика сферы бизнеса;
  • перспектива развития бизнеса.

2‑й этап – изучение рынка и покупателей

  • конкурентоспособность выпускаемой и реализуемой продукции;
  • разработка прогноза производства и реализации продукции;
  • разработка эффективной системы управления сбытом.

3‑й этап – выработка системы финансирования

Кроме внешних функций, бизнес-план выполняет и внутренние, обеспечивает эффективные внутрипроизводственные планирование и управление.
Во-первых, прогнозирование всей системы показателей позволяет рассчитать и оценить конечные результаты хозяйствования на предприятии через объем реализации и прибыль.
Во-вторых, бизнес-план является средством контроля и регулирования процесса производства и реализации продукции, а также расходования средств и накопления прибыли.
Бизнес-план как инструмент управления развитием предприятия можно использовать в разных ситуациях:

  • для стратегического управления: он рассматривается как экономическая программа хозяйствования, включающая обоснование приоритетов вложения капитала в новые эффективные виды продукции или прибыльной деятельности с учетом требований рынка и запросов потребителей;
  • для технико-экономических обоснований эффективности инвестиций, бизнес-план также необходим для получения кредита;
  • он позволяет выработать экономическую программу развития бизнеса с участием поддержки со стороны государства;
  • для формирования единого плана деятельности на перспективу, который обосновывает рациональность приватизации или создания совместного и иностранного объекта.

Реальный бизнес-план – это своего рода гарант надежного предпринимательства.
Банк оценивает кредитоспособность предприятия по трем позициям:

  1. уровню конкурентоспособности продукции предприятия;
  2. емкости рынка, объему реализации, динамике его изменения в перспективе;
  3. объему прибыли, уровню рентабельности и эффективности инвестиций.

Определим основные зоны управления и развития предприятия в продовольственной сфере торговли, охватываемые при бизнес-планировании:

  • формирование концепции развития предприятия, в которой последовательно дается оценка потребностей в реализуемой продукции, проводится технико-экономический анализ деятельности предприятия, намечаются пути развития;
  • описание уникальности товаров или вида деятельности, механизма стимулирования сбыта, преимуществ по сравнению с конкурентами;
  • характеристика покупателей (ценового сегмента);
  • обоснование регулирования цен на товары;
  • оценка конкурентов, их месторасположение, методы работы, уровень цен. Выработка мер по достижению преимуществ в конкурентной борьбе;
  • расчет емкости рынка и перспективы его увеличения, прогноз объема продаж и доходов предприятия: для первого года – по месяцам, для второго – по кварталам, для третьего и последующих – в годовом исчислении;
  • обоснование оптимальной мощности предприятия: составление перечня необходимого оборудования; определение численности работников; составление проекта финансового баланса; определение величины соотношения между затратами и результатами.

Намеченные в бизнес-плане пути развития должны создать условия для надежной работы и стабильного роста доходов предприятия.