12 гривен за литр бензина! И это еще не предел!Цены на горючее в Украине зашкаливают. А правительство … дает льготы нефтяным магнатам.
Ежедневно на несколько копеек цена поднимается вверх. Росли бы наши зарплаты такими темпами, как цены на бензин! Водителей не радует даже тот факт, что цены на горючее у нас все равно остаются одними из самых низких в Европе. В некоторых странах ЕС стоимость литра 95-го бензина уже превысила два евро, в соседней Польше приближаются к шести злотых (примерно 15,6 грн.) При украинских заработках бензин по 11,45 гривны — цена непосильна. А на некоторых АЗС вообще приходится заправляться по 12 гривен с копейками. Там нет обычного 95-го бензина, есть только 92‑й и “мустанг”. Поэтому если двигатель не позволяет заливать 92‑й бензин, приходится платить по 12 гривен за литр премиального.
Операторы на АЗС только разводят руками. Говорят, уже надоело ежедневно менять цифры на стелах и выслушивать возмущение водителей. То, что объемы продаж бензина при таких ценах падают, подтверждают и работники АЗС, и статистика.
— Предел покупательной способности покупателей была пройдена еще тогда, когда цены на бензин превысили 10 гривен. Продажи упали уже на 10–15%, — говорит президент Ассоциации объединенных операторов рынка Леонид Косянчук. — Максимальная цена на 95‑й, которая может быть, — 11,6 гривни. Это точка. Больше нет смысла поднимать цены. Сейчас операторы зарабатывают только на объемах.
Если еще упадут объемы продаж — нет смысла работать. Но есть и хорошие новости — по всем исследованиям, цены на нефть на внешних рынках стабилизируются, поэтому стоимость топлива должна остановиться и у нас, и в Европе.
- Сколько зарабатывает сеть на литре топлива?
— Стоимость нефтепродуктов — это 60% стоимости бензина. Еще 30% — налоговая нагрузка. Доля операторов в цене бензина сократилась до 10%. Это сумма, за которую должны организовать работу сети, заплатить зарплату работникам… Операторы сдерживали цены за счет своей доли, чтобы не потерять клиента. Как следствие, в феврале-марте сети, которые работают легально, платят налоги, сработали в убыток. Сокращать долю операторов больше нельзя. Стоимость нефтепродуктов — это то, на что мы повлиять не можем. Остаются только налоги. Это тот инструмент, которым можно корректировать цену.
- Почему же тогда правительство не пошло на снижение акциза на бензин, как это делали в прошлом году?
— Потому что Минтопэнерго очень непрофессионально подготовило представление. Не было экономического обоснования, почему акцизы должны быть снижены на 50 евро, а не на 70 или 30. Не было сравнения потерь бюджета от сокращения поступлений от акциза из-за снижения ставки и из-за уменьшения объемов продаж. Ведь бюджет теряет не только тогда, когда ставки акцизов уменьшают. Когда объемы продаж из-за слишком высокой цену падают, поступления от акциза также сокращаются. Поэтому надо посчитать, от чего большие потери. Кроме того, чиновники не указали механизмы компенсации потерь. А это элементарно. В начале этого года каким-то чудом на 30–40% снизили рентную плату на нефтедобычу. То есть правительство согласилось, чтобы Коломойский не заплатил пять миллиардов гривен в бюджет. Между тем рента — это не единственный налог, который не ложится на плечи конечного потребителя. Нефтедобыча — высокодоходный бизнес, ему не нужны льготы. Между тем для них налоги снижают, а акцизный сбор, который фактически платят рядовые украинцы, снижать не захотели. Более того, с начала года его проиндексировали, т.е. увеличили на уровень инфляции. Если повернуть ренту до того уровня, который был, то за счет акцизов можно было бы снизить цену на бензин на 40%, т.е. до 10,5 гривны.

Что предпринимает правительство?

Правительство разрабатывает законопроект о плавающей ставки акциза. То есть ставка будет зависеть от котировок нефти на мировых рынках. Принцип такой: дорожает нефть — снижаются акцизы, нефть дешевеет — акцизы растут. Впрочем, когда этот закон может вступить в силу, чиновники не берутся прогнозировать, а цены на бензин пора тушить немедленно.

Средние цены на бензин за рубежом

Консалтинговая группа “А‑95” проанализировала средние цены на бензин А‑95 в Украине и ближайших странах. Чтобы сравнение было объективным, брали стоимость топлива без учета налогов. Оказывается, если отбросить налоги, то чистая стоимость топлива у нас не самая низкая.

Страна      $/литр
Болгария    1,01
Грузия      1,10
Литва       1,01
Турция      0,97
Молдавия    0,97
Украина     0,94
Румыния     0,91
Сербия      0,89
Россия      0,65
Белоруссия  0,59