Украинцы обречены ездить на плохом топливеНовые стандарты качества топлива снова пытаются отсрочить. Украинцы снова обречены ездить на “бодяге”.
С 1 июля Украина перешла на новые стандарты качества топлива — “Евро‑4” и “Евро‑5”. Впрочем, вряд ли наши нефтеперерабатывающие заводы начнут производить топливо по новым стандартам. Экспертно-аналитическая группа при Кабмине предложила, в который раз, продлить действие старых экологических стандартов, которые уже нигде в Европе не применяются, — вплоть до 2018 года. Мол, об этом просит Госрезерв, потому что срок хранения уже закупленного для нужд Минобороны и предприятий Минагрополитики топлива истекает только через шесть лет. И это при том, что “новые” стандарты были приняты еще пять лет назад — в 2007‑м.

Новые стандарты нам не по силам

“Очередные отсрочки новых стандартов качества топлива связаны с тем, что отечественные нефте- и газоперерабатывающие заводы не готовы работать на новых стандартах. Руководители этих предприятий просили отсрочку до 1 июля этого года. К этому времени должны провести модернизацию. Но ничего не сделано, — говорит заместитель директора научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев. — Сейчас уже не имеет значения, будет очередной отсрочке до 1 января 2013 года или до 2018-го. Никто не планирует ничего делать. Потому что для модернизации завода нужно несколько сотен миллионов долларов. А для отсрочки нужно занести несколько пакетов в несколько кабинетов — сумма будет существенно меньше. Теоретически, производить топливо стандартов Евро‑4 и Евро‑5 могут три НПЗ: Лисичанский, Кременчугский и Одесский. Но вопрос в объемах. Сколько топлива по таким стандартам они смогут производить, и есть ли в этом смысл? Ведь это топливо будет неконкурентным на рынке, поскольку его себестоимость будет выше, чем себестоимость такого же топлива на белорусских или польских заводах. Да и зачем вкладывать в качество, если на рынке 25–30% суррогата. Когда государству все равно, что заливают украинской в ??банки своих автомобилей, не стоит надеяться, что этим займутся переработчики”.
Впрочем, если нефтеперерабатывающие заводы не спешат переходить на новые технологии, то украинцы свой автопарк постоянно обновляют. А новые двигатели новых автомобилей рассчитаны на топливо новых стандартов. Не будут же автомобильные корпорации выпускать отдельные партии автомобилей для Украины, которые смогут ездить на любой “бодяге”. Плохое топливо и плохие дороги приводят к тому, что среднестатистический украинский автовладелец тратит на 30–50% больше на обслуживание авто, чем европеец.
“Новые стандарты топлива оптимальные и для потребителей, и для экологии. Чем больше посторонних примесей в бензине, тем быстрее изнашиваются детали двигателя, ниже его мощность, — говорит ведущий специалист по связям с общественностью сети АЗК “ОККО” Олег Дорожовец. — Украинские НПЗ не могут производить топливо по новым стандартам, поскольку 20 лет не вкладывали средств в модернизацию. Но при этом все украинские НПЗ частного собственника, который теоретически должен инвестировать в техническую базу. Наконец, разница в цене на топливо стандартов Евро‑3 и Евро‑4 не такая уж большая”.

В чем разница стандартов на топливо?

Новые украинские стандарты не соответствуют экологическим стандартам Евросоюза Евро‑4 и Евро‑5. Зато старые ДСТУ соответствуют нормам Евро‑3. Старые стандарты позволяют значительно большее содержание посторонних примесей в топливе, например, сера, свинец, ароматические углеводороды, и значительно больше вредных выбросов в атмосферу, таких как угарный газ или окись азота. Например, бензин, соответствующий стандарту Евро‑3, может иметь в своем составе до 0,015% серы, а в Евро‑4 — только 0,05%. Для дизтоплива разница еще заметнее — 0,35% по старым нормам против 0,05% за новыми. Допустимые загрязнения угарным газом в стандарте Евро‑4 в 2,3 раза ниже, чем по стандарту Евро‑3, содержание окиси азота в выхлопном газе меньше на треть.