При увеличении частоты вращения коленчатого вала дизельного двигателя подпружиненные грузы, которые установлены на оси, расходятся и обойма, соединяющая фланец со ступицей винтовыми шлицами левого и правого направлений, расходятся. Обойма смещается влево, преодолевая усилие пружины, и разворачивает ступицу относительно фланца. За счет этого увеличивается угол опережения впрыскивания топлива. А при уменьшении частоты вращения муфта, соответственно, уменьшает угол опережения впрыска. Многоплунжерные насосы обычно обслуживает система смазки двигателя или самостоятельный масляный картер, требующий обязательной заливки масла.
Топливные насосы распределительного типа устанавливаются на дизелях малой и средней мощности. Они, по сравнению с многоплунжерными, имеют меньшую массу и габариты, а также минимум прецизионных элементов. В них используется всего одна плунжерная пара, подающая топливо под высоким давлением, дозирующая количество и распределяющая его по цилиндрам двигателя, которых может быть от двух до восьми. Разнообразие конструктивного исполнения насосов определяется различными схемами привода плунжера, способом регулирования и распределением топлива.
Современные конструкции с одновременным возвратно-поступательным и вращательным движением плунжера имеют соосный с приводным валом плунжер и торцевую шайбу, сообщающую ему осевое движение для нагнетания топлива. Вращательное движение плунжера обеспечивает распределение топлива строго в определенный момент времени по цилиндрам двигателя. В отличие от многоплунжерных насосов, в одном корпусе распределительных, кроме самого насоса высокого давления и топливоподкачивающего, размещены регулятор частоты вращения коленчатого вала дизеля и автоматический регулятор угла опережения впрыска топлива.
Кроме обычных механических регуляторов частоты вращения центробежного типа прямого действия, в основном двухрежимных, все большее распространение получают электронные, имеющие значительно большие возможности и точность регулирования. Автоматическое регулирование угла опережения впрыска в таких насосах производится как при изменении частоты вращения вала дизеля, так и нагрузки. Изменение угла опережения по частоте вращения достигается за счет линейного увеличения давления топлива внутри корпуса насоса. А по нагрузке — благодаря уменьшению давления топлива с помощью специального паза на подвижной муфте регулятора частоты вращения.