При увеличении частоты вращения коленчатого вала дизельного двигателя подпружиненные грузы, которые установлены на оси, расходятся и обойма, соединяющая фланец со ступицей винтовыми шлицами левого и правого направлений, расходятся. Обойма смещается влево, преодолевая усилие пружины, и разворачивает ступицу относительно фланца. За счет этого увеличивается угол опережения впрыскивания топлива. А при уменьшении частоты вращения муфта, соответственно, уменьшает угол опережения впрыска. Многоплунжерные насосы обычно обслуживает система смазки двигателя или самостоятельный масляный картер, требующий обязательной заливки масла.
Работа в такси КиевТопливные насосы распределительного типа устанавливаются на дизелях малой и средней мощности. Они, по сравнению с многоплунжерными, имеют меньшую массу и габариты, а также минимум прецизионных элементов. В них используется всего одна плунжерная пара, подающая топливо под высоким давлением, дозирующая количество и распределяющая его по цилиндрам двигателя, которых может быть от двух до восьми. Разнообразие конструктивного исполнения насосов определяется различными схемами привода плунжера, способом регулирования и распределением топлива.
Современные конструкции с одновременным возвратно-поступательным и вращательным движением плунжера имеют соосный с приводным валом плунжер и торцевую шайбу, сообщающую ему осевое движение для нагнетания топлива. Вращательное движение плунжера обеспечивает распределение топлива строго в определенный момент времени по цилиндрам двигателя. В отличие от многоплунжерных насосов, в одном корпусе распределительных, кроме самого насоса высокого давления и топливоподкачивающего, размещены регулятор частоты вращения коленчатого вала дизеля и автоматический регулятор угла опережения впрыска топлива.
Кроме обычных механических регуляторов частоты вращения центробежного типа прямого действия, в основном двухрежимных, все большее распространение получают электронные, имеющие значительно большие возможности и точность регулирования. Автоматическое регулирование угла опережения впрыска в таких насосах производится как при изменении частоты вращения вала дизеля, так и нагрузки. Изменение угла опережения по частоте вращения достигается за счет линейного увеличения давления топлива внутри корпуса насоса. А по нагрузке — благодаря уменьшению давления топлива с помощью специального паза на подвижной муфте регулятора частоты вращения.