Президент Украины Петр Порошенко 13 мая подписал закон №3046‑д “О внесении изменений в статью 189 Налогового кодекса Украины относительно стимулирования развития рынка бывших в употреблении товаров”, который должен способствовать удешевлению автомобилей б/у и легализации рынка “trade-in” (обмен старых авто на новые). Действительно так будет?

Разница в уплате налога

Существенного снижения стоимости б/у авто ожидать не стоит. Подписанный закон, по замыслу законодателей, должен способствовать не снижению стоимости, а легализации рынка продаж подержанных автомобилей через официальных автодилеров. Он также изменяет структуру уплаты налогов от перепродажи автомобилей.
Ранее автосалоны, работающие по системе “trade-in”, если брали автомобиль на комиссию, условно, за $10 тыс., то должны были заплатить 20% НДС. Следовательно, чтобы заработать тысячу долларов на перепродаже автомобиля, салон должен продать автомобиль минимум за 13 тыс. долларов. Из этой суммы, 10 тыс. надо отдать продавцу, 2 тыс. — заплатить НДС.
Теперь же для того, чтобы заработать тысячу долларов на продаже подержанного автомобиля, который оценен в 10 тыс. долларов, салону достаточно продать его за 11,2 тыс. долларов. Поскольку, согласно новому законодательству 20% НДС надо заплатить только из своей прибыли. То есть при марже 1200 долларов НДС составит 240 долларов.

В чем суть закона?

Главная цель нового закона — легализация рынка бывших в употреблении автомобилей и увеличение поступлений в бюджет. Авторы закона предусматривают, что прежде всего увеличится количество автомобилей, проданных через систему “trade-in”, когда автосалон принимает подержанный автомобиль и относит его стоимость для покупки нового. Поскольку теперь соглашение будет более выгодной для обеих сторон.
Увеличение продаж через официальные сети будет способствовать расширению предприятий и увеличению количества рабочих мест. Появление дополнительных рабочих мест из-за необходимости расширения сервисных мощностей предприятий, а также менеджеров по продаже подержанных автомобилей. Дополнительные доходы предприятий, связанные с предоставлением финансовых и страховых услуг для покупателей, увеличит поступления в бюджет страны.
Поступления в бюджет также должны увеличиться за счет увеличения прозрачных сделок о продаже подержанных автомобилей.
Авторы закона убеждены, что его реализация не потребует дополнительных расходов из государственного бюджета, но будет способствовать его наполнению на уровне от 500 млн грн до 1 млрд грн. ежегодно.

А когда подешевеют бывшие в употреблении автомобили?

Эксперты напоминают, что с сентября 2015 года Украина уже отменила спецпошлины на импорт автомобилей. Однако это не повлияло существенно на цену, поскольку спецпошлины составляли лишь от 2,14% до 4.32% от стоимости автомобиля, в зависимости от типа двигателя.
Основные расходы на растаможку формирует акцизный сбор и НДС, уплачиваемый по таможенным сборам и акциз. Ставка акциза зависит от года выпуска, типа топлива и кубатуры двигателя. В результате стоимость растаможки автомобиля состоит из:

  • таможенной пошлины — 10%,
  • акцизного сбора за каждый см объема двигателя — 2,21 евро,
  • НДС — 20%.

Для автомобиля среднего класса с объемом двигателя 1,5 литра только акцизный сбор составляет более 3 тыс. евро. Примерно такая же сумма и налога на добавленную стоимость.
Депутаты Верховной Рады 12 апреля 2016 приняли за основу законопроект №3251, который должен стимулировать развитие рынка подержанных транспортных средств. Этот закон предлагает снизить акцизный сбор на б/у легковые авто от 2 до 28 раз. То есть вместо 3 тыс. евро сбор может составить 90 евро.
Если этот закон примут во втором чтении и в целом без особых поправок, то снижение стоимости автомобилей станет действительно ощутимым. Однако нововведения вступят в действие не ранее 2017 года.